Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

Содержание

Методика Глена Домана – Солнечный Город

Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

Все родители стремятся дать своим деткам все самое лучшее, воспитать их умными, образованными людьми.

В наше время молодые родители имеют куда больше возможностей заниматься со своими детками по разнообразным методикам, чем имели наши бабушки и мамы, ведь в сети интернет можно найти практически любую интересующую нас информацию.

Так, сегодня на слуху у молодых мам и пап множество всевозможных методик раннего развития детей, среди которых большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Так что же это за методика и в чем ее суть?

Глен Доман – лучший из специалистов в области изучения детского мозга

Глен Доман (Glenn Doman) – великий врач-нейрохирург из американского города Филадельфия. Глен Доман родился в 1920 году. В 1940 году Доман окончил Пенсильванский университет в родном городе, после чего устроился на работу в больницу физиотерапевтом. С 1941 года работа молодого врача была прервана в связи со Второй мировой войной.

По окончании войны Доман вернулся к своей работе. Именно в это время молодой и предприимчивый врач организовал вместе со своими коллегами работы по восстановлению деток, которые имели повреждения головного мозга и тяжелые поражения нервной системы. Эти работы имели большой успех и уже в 1955 году Доман открыл институт Развития Человеческого Потенциала.

Годы ежедневной изнурительной работы в изучении свойств детского мозга, случаях его повреждения и составления восстановительных методик сделали Глена Домана одним из крупнейших специалистов всего мира в этой области.

Суть и принципы методики Глена Домана

Изначально методика Глена Домана была направлена на развитие умственно отсталых деток, а также детей, которые имели травмы или другие поражения мозга. Но по ходу своей работы и ежедневных исследований, Доман заметил, что под воздействием упражнений в процессе психической деятельности активно участвовали и здоровые клетки головного мозга.

Именно благодаря этому открытию он пришел к выводу, что данная методика подходит также и для раннего развития здоровых детей. Со временем он ее адаптировал под здоровых деток, и она получила название, под которым известна и сейчас – методика раннего развития Глена Домана.

Сегодня данная методика пользуется большой популярностью не только в разнообразных специализированных дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах, но и среди родителей.

Итак, методика Глена Домана основана на том факте, что малыши лучше всего воспринимают информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Именно этот принцип и положен в основу данной методики. Начинать занятия с ребенком по методике Домана можно уже в трехмесячном возрасте.

Суть методики заключается в том, чтобы показывать деткам специальные карточки с изображением животных, фруктов и многого другого, а также написанные на специальных карточках слова и четко их произносить (для обучения малыша чтению).

Для первых занятий нужно использовать наиболее простые и понятные для малыша слова, такие как мама, папа, каша, кот, собака. Каждое слово должно быть распечатано крупными красными буквами на отдельном листе или карточке.

Со временем упражнения усложняются тем, что слова делятся на такие категории, как продукты питания, овощи, фрукты, животные, природа и так далее.

Как проходит обучение по методике Глена Домана?

Как и любые другие занятия, упражнения по методике Домана можно проводить только тогда, когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит и он не хочет спать. Ребенка нужно положить или посадить в удобном для него положении и начинать ему демонстрировать карточки со словами от самого простого к более сложному.

За одно занятие используется пять карточек, которые используются на протяжении пяти дней. Каждая карточка показывается всего пару секунд, в течении которых взрослый четко проговаривает то, что на карточке написано или изображено. Отвлекаться и объяснять что-либо не нужно, просто показываете и четко проговариваете одну за одной все пять карточек.

Карточку необходимо держать на расстоянии 50-60 сантиметров от лица ребенка.

Карточки из одной серии все время необходимо показывать и произносить в другой последовательности. Проводить занятие необходимо три раза в день в течении пяти дней. После этого одна карточка убирается и добавляется новая, через пять дней на смену второй карточке приходит новая и так все время.

Цели занятий по методике Глена Домана

Основной целью занятий по методике Домана является максимально задействовать детский мозг, который до шести лет все время растет и способен воспринимать огромное количество информации.

Доман доказал, что чем больше мозг работает, тем лучше развивается интеллект ребенка. Если же показывать ребенку карточки не с изображениями, а со словами, то можно довольно рано научить ребенка читать.

Также с помощью карточек Домана можно учить и математику, показывая карточки, на которых будут изображены красные точки, которые нужно сосчитать.

Необходимые материалы

Именно благодаря тому, что данная методика не требует никаких специальных дорогостоящих материалов, она и пользуется такой популярностью. Все, что нужно для занятий – это карточки с изображениями, словами или точками. Можно вместо них также использовать обычные листы формата А4, главное, чтобы все изображения и слова на них были четкими и цветными.

Особенности методики раннего развития Глена Домана

Главной особенностью методики Домана является то, что с ее помощью можно развивать мозг ребенка сразу в четырех основных направлениях – чтение, математика, энциклопедические знания и физическое развитие.

  • обучение малышей чтению по методике Домана происходит с помощью карточек со словами;
  • обучение математике происходит с помощью карточек, на которых изображены большие красные точки в количество от одной до ста;
  • получение ребенком энциклопедических знаний по методике Домана происходит с помощью карточек, отсортированных по темам и категориям;
  • физическому развитию Глен Доман отдавал едва ли не главное место в своей методике. Малыш должен постоянно двигаться, ведь основой умственного развития является именно движение.

Методика раннего развития Глена Домана считается одной из самых успешных и наиболее эффективных среди всех остальных. Немаловажным является тот факт, что многие нобелевские лауреаты учились в детстве именно по методике Глена Домана.

Разбираемся как заниматься по методике Домана

Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

В современном мире многое изменилось. Поколение людей, живущих сейчас, отличается совсем другим уровнем интеллекта и развития. Это происходит не потому, что рождается больше гениев. Совсем другой подход используется для развития личности начиная с самого раннего возраста.

Многие родители считают, что их дети должны достичь определенных вершин в своей жизни, а для этого надо начинать занятия по их всестороннему развитию с самого раннего возраста.

В настоящее время существует множество развивающих игр, игрушек и методик. Они разработаны ведущими отечественными и зарубежными специалистами. Родители, в желании сделать своего ребенка лучшим, часто попадают в затруднительное положение с выбором способа занятий. И это неудивительно, очень трудно ориентироваться в таком разнообразии.

Действительно, эффективных и проверенных на протяжении многих лет методик существует не так много. Имена их создателей известны многим. Одним из таких авторов методики занятий с детьми является Глен Доман. О нем и его методике пойдет речь. Также эту методику можно найти по запросу “методика Домана Маниченко”.

Знакомьтесь: Глен Доман

Глен Доман – это врач, который родился в США (Филадельфия) в 1919 г. Он был прекрасным физиотерапевтом и нейрохирургом. Начало его деятельности связано с окончанием университета и получения ученой степени.

В это время он стал проводить исследования, связанные с развитием мозга детей.

Результатом его многолетних трудов явились работы по способам восстановления детей с проблемами мозга и разных методик для обучения всех детей.

Во время войны Глен Доман принимал участие в боевых действиях и военных операциях в разных странах. За свои заслуги перед страной он был награжден крестом после окончания войны. Продолжая свою деятельность в мирное время, в 1955 г.

он создал организацию «Институты потенциала человека». По его методике занимаются с детьми люди всего мира, она пользуется популярностью. Правительство многих стран оценило вклад этого врача в поддержание и развитие детей, вручив ему награды.

Методика Домана полезна разным детям: здоровым и страдающим серьезными недугами.

Как работает программа: общие положения

Занимаясь с детьми с тяжелыми заболеваниями головного мозга, Глен Доман обнаружил удивительные результаты. Занятия проводились следующим образом:

  1. Детям показывались карточки со словами крупного шрифта. При этом слова назывались.
  2. Показывались такие же карточки с красными точками. Количество точек было разным и также прочитывалось.
  3. Проводились подобные действия карточками, где были изображены предметы и их названия.

Такая деятельность проводилась несколько десятков раз в день. Карточки показывались детям достаточно быстро, всего на несколько секунд. Какой результат давали эти занятия? Путем быстрой смены показа разных изображений производилась стимуляция зрительной системы ребенка. После определенного времени проведения таких занятий, были обнаружены поразительные результаты.

Дети с отклонениями в развитии начинали ползать и бегать, как будто они никогда не болели. Отстававшие в умственном развитии дети даже перегоняли своих ровесников, показывая ошеломительные успехи. Таким образом, стимуляция системы зрения при помощи карточек вызывала активную работу всех отделов мозга.

Далее Глен Доман стал использовать этот способ стимуляции мозговой деятельности и у здоровых людей.

[stextbox id=”alert”]Его система основана на том, что как любые другие органы, мозг является мышцей. И все знают, чтобы мышцы не атрофировались, им нужно двигаться и тренироваться. С маленькими детьми проводить такие занятия наиболее просто и эффективно, потому, что они в раннем возрасте по природе проявляют любознательность, им не требуется дополнительная мотивация.[/stextbox]

Наиболее удачным вариантом людей, которые будут заниматься с детьми, являются сами родители. Дети их знают, любят и доверяют. Что может быть лучше? При правильной работе с ребенком, можно добиться того, что маленькие создания будут охотно выполнять все предложенные задания. Они будут с легкостью всему обучаться, обгоняя своих ровесников.

Можно подвести итоги сказанному. При разработке своих методик развития Глен Доман и сотрудники его института руководствовались следующим:

  • Мозг человека должен тренироваться постоянно, чтобы развиваться;
  • наиболее интенсивно интеллект у детей формируется до возраста трех лет;
  • отличное физическое развитие дает толчок к формированию мозга и функций двигательной системы;
  • когда ребенок растет (возраст 3-5 лет), его мозг настроен на обучение.

С чего и когда начинать занятия

Начинать обучение можно уже с трех месяцев, в это время ребенок уже интересуется предметами. Главным инструментом на занятиях являются карточки с рисунками или фото реально существующих предметов: животные, фрукты, машины, игрушки и другие. Из-за раннего начала занятий эту способ развития получил название “чтение с пеленок”.

Если вы не знаете как развить у ребенка усидчивость и внимательность переходите по ссылке и читайте.

Показы изображений способствуют развитию логического мышления, улучшают память и формируют правильную речь.

[stextbox id=”alert”]Эта методика наиболее эффективна для детей до трех лет, далее усвояемость новой информации у ребенка снижается с возрастом.[/stextbox]

С самого начала жизни малыша методика дает хорошие результаты, так как занятия представляют для детей интересную игру.

Кроме карточек, Глен Доман советовал уделить внимание освоение ребенком разных способов движения. На их основании можно улучшить и развить деятельность мозга.

Для этого был разработан специальный снаряд: полоса для ползания. Это своеобразный желоб, отделанный бортами по бокам.

Ширина такой дорожки для ползания устанавливается так, чтобы ребенок при движении касался ее бортов плечами и бедрами.

Такой тренажер создает для детей имитацию пространства внутри утробы матери и вызывает в памяти ребенка первые рефлексы. При регулярных занятиях малыши активно проползают довольно длинные дистанции. Развитие двигательных функций стимулируют деятельность мозга и его развитие, тем самым подготавливая его к приему все новой информации.

Хотите научить ребенка быстро решать примеры и совершать другие вычисления? Тогда советуем прочитать наш материал “Как легко научить ребенка считать в уме“

.

О карточках – важной составляющей методики

Для стимуляции мозга ребенка используются карточки с рисунками или фото разных предметов и объектов. О них уже упоминалось, и теперь рассмотрим все подробно. Они содержат разные изображения и надписи, их характеризующие.

Вопрос целесообразности пеленания беспокоит многих родителей, попробуем разобраться, так ли оно безопасно: пеленание новорожденного за и против

Карточки показываются ребенку и произносятся названия предметов. Все карточки делятся по тематикам, и просматривая их, ребенок сам способен создать в мозгу правила, которым все изображения подчиняются. Дети словно фотографируют изображения и запоминают их. Доман был уверен, что грамотное использование этой методики способно сделать из детей гениев.

Нужные для обучения карточки можно:

  • купить в магазине;
  • распечатать выбранные комплекты из интернета;
  • смастерить самостоятельно.
[stextbox id=”alert”]Требования к карточкам: обязательно белый фон, крупная реалистичная картинка, крупная четкая надпись под картинкой красного цвета, размер карточки 28 см х 28 см, можно немного больше.[/stextbox]

Родители должны хорошо продумать, какую информацию они будут предоставлять ребенку. Она должна быть новой, чтобы не потерялся интерес к занятиям. Все знания преподносятся детям постепенно начиная от простого, и до сложного. Например, от слов к словосочетаниям, далее к предложениям.

Таким же образом учат ребенка считать и читать. Математические знания базируются на счете в уме. Здесь дети сталкиваются с количеством. Показываются карточки с точками в разном количестве, которые учат определять в один раз количество предметов, даже их не считая.

Это поможет далее производить вычисления больших значений в уме. Обучая читать, используют карточки с написанными словами. Ребенок, смотря на слово, его запоминает.

Доман полагает, что механически запоминая слова, впоследствии ребенок сможет понять законы, по которым написанный текст отражает устную речь.

Недостатки и достоинства метода

Собираясь использовать данную методику, следует подумать о ее положительных и отрицательных сторонах и хорошо их изучить.

Будьте аккуратнее:

  1. Нет данных об эффективности методики. Приверженцы выступают против проверки качества обучения. Они полагают, что обучение не должно сочетаться с контролем результатов.
  2. Дети лишены возможности открывать мир самостоятельно и составлять интересующие их вопросы.
  3. Далеко не все родители могут так постоянно и методично заниматься с детьми, при этом сохраняя целеустремленность и внимание к детям.

То, что будет полезно любому малышу:

  1. Постоянное знакомство с новой информацией принесет несомненную пользу, а ее повторение будет развивать память и тренировать мозг. Именно об этом говорил Доман.
  2. Обучение сможет способствовать расширению кругозора, необходимо предоставлять только интересующую детей информацию на данный момент.
  3. Занятия позволяют воспринимать учебный процесс как полезный и радостный, а не как какое-то бремя. Это пригодится в дальнейшем.

Вывод: Методика Домана, как видно эффективна для больных детей. Для развития нормальных детей, стоит хорошо подумать, что лучше использовать. У данного способа есть и противники, и единомышленники.

И это нормальное явление. Каждая семья должна сама решить, пользоваться ей или нет. Но, при этом нужно собрать больше информации и послушать мнение компетентных людей. Надеемся, эта статья также окажет действенную помощь.

Методика Домана — система раннего развития детей. Основные принципы обучения по методике Домана

Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

Автор методики Домана, Гленн Доман – американский врач физиотерапевт, пионер в области детского развития мозга. В 1955 году он основал Институт Достижения Человеческого Потенциала (IAHP), некоммерческую организацию, выпускавшую учебные программы и книги, направленные на улучшение и ускорение психического и физического развития обычных детей, а также детей с повреждениями мозга.

Изначально организация IAHP была создана для того, чтобы помогать развивать способности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Начиная с 1960-х годов, IAHP начала предлагать курсы, направленные на ускорение развития всех детей, в том числе и здоровых детей.

Методики обучения, используемые на этих курсах, опирались на принципы, которые были разработаны для помощи детям с болезнями мозга. Глен Доман написал несколько бестселлеров о развитии детей, которые популярны по сей день. Одна из наиболее популярных программ Домана у родителей – курс по чтению для детей от 1,5 лет.

Какую бы из многочисленных программ в рамках методики Домана вы ни выбрали для занятий со своим малышом, есть некие общие правила, которые, как настаивал сам Гленн Доман, необходимо соблюдать во время процесса обучения. Без них никакое раннее развитие невозможно в принципе.

Вот некоторые из этих простых, но крайне важных правил:

Начинайте как можно раньше

Согласно Методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим.

Многочисленные медицинские исследования доказали, что производство синапсов (мест контакта между двумя нейронами) в человеческом мозге напрямую зависит от потенциальной способности учиться, которая имеет максимальную активность именно в возрасте около 6 лет.

Это значит, что в период от 0 до 6 лет в ребенка закладываются все основные знания, способности и навыки, которые в будущем можно либо игнорировать (и тогда они «засыпают»), либо активно развивать.

Правильно выбирайте время

Проводите обучение только тогда, когда вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и готовы к активной деятельности. Не стоит относиться к процессу обучения как к ежедневной рутине. Любой «урок» должен быть максимально позитивным опытом и для родителей, и для ребенка.

Приступайте к обучению только тогда, когда ваш ребенок чувствует себя отдохнувшим и сытым. Не начинайте занятия, когда вы знаете, что вскоре вам предстоит отвлечься (например, на телефонные звонки или на готовку ужина).

Учитесь и веселитесь одновременно!

Чем более радостным будет мировосприятие вашего крохи в момент обучения чему-то новому — тем крепче и надежнее «осядут» в нем знания, в будущем дав щедрые плоды.

Уважайте своего ребенка

Уважайте ребенка и по-настоящему, искренне, верьте в него. Процесс обучения всегда должен проходить в доверительной обстановке, только тогда обучение будет эффективным, и малыш будет получать от него не только пользу, но и удовольствие.

Нельзя недооценивать способности ребенка к обучению, даже если он еще совсем мал.

Методика Домана также настаивает на том, что при объяснении ребенку чего-либо, не следует упрощать факты, коверкать названия и «сюсюкать», исходя из того, что мол ребенок еще слишком мал, чтобы понять обсуждаемый предмет.

Любите малыша с нежностью, будто он всегда маленький. Но уважайте его всегда так, будто он уже давно большой.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом. Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой.

То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт.

Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!».

Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Планируйте свои занятия

Родители должны планировать уроки и быть последовательными в исполнении выбранного графика.

Методика Домана требует времени и усилий, организация и подготовка нового материала перед уроками – один из ключевых факторов успеха.

Если вы выбрали тот или иной курс Гленна Домана, прежде чем начать уроки со своим малышом, изучите самостоятельно всю программу до конца, а затем спланируйте план занятий, разбивая весь материал на все более мелкие и подробные составляющие.

Успех методики Домана в том, что она построена на систематическом исполнении и четкости, хоть и полна спонтанности и веселья.

Никаких тестов или экзаменов!

Согласно методике Домана, экзамены – неприятная и неблагодарная деятельность, которая только мешает ребенку учиться. Надо признать, что это правило большинству из нас может показаться очень спорным.

А как же элементарная проверка — усвоил, не усвоил? Однако вспомните правило номер 3, которое требует от вас уважения, а главное, доверия к своему маленькому ученику.

И кроме того, не забывайте, что хоть процесс обучения Гленн Доман рассматривал как серьезный и осознанный акт со стороны родителей и педагогов, для малыша он должен выглядеть увлекательной игрой, а не обременительным процессом. Поэтому отложите экзамены на будущее — их в жизни человека и так предостаточно.

Создайте обучающую атмосферу

У детей, как известно, очень короткая продолжительность концентрации внимания.

Методика Домана подчеркивает, что на время процесса обучения все зрительные, слуховые и тактильные отвлекающие факторы должны быть устранены. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на предмете обучения.

Все, что малыш слышит, видит или трогает во время урока, должно относиться именно к уроку — должно помогать учиться, а не мешать.

Говорите четко, громко и энергично

Правильно поставленная речь блестяще работает не только для занятий по методике Домана. Этот принцип справедлив для любого процесса обучения (и даже не только для детей). Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь менять интонацию в зависимости от описываемой в книге ситуации. Если вы называете для ребенка какие-либо предметы или объекты, делайте это весело.

Монотонность и скука — злейшие враги любого процесса обучения.

Адаптируйте свой подход к обучению

Даже самую проверенную стратегию или подход к обучению нужно менять или оптимизировать, исходя из особенностей вашего ребенка. Это касается и методики Домана.

Помните, что эта система предназначена в первую очередь для того, чтобы мотивировать и вдохновлять вас на ежедневные занятия со своим ребенком. Но поскольку все дети разные, разным должен быть и подход к обучению.

И никто не сможет найти этот подход лучше, чем родители ребенка!

Лучшие учителя для ребенка любого возраста — это самые близкие ему люди: его семья.

Вы можете начать использовать любую обучающую программу в рамках методики Домана и смотреть, что из нее вашему ребенку нравится, а что он не принимает.

Даже если речь идет о важных базовых вещах, например, о математике – если ребенку не нравится заниматься счетом, не заставляйте его делать это именно сейчас, иначе у него сформируется негативное отношение вообще ко всем точным наукам.

Попробуйте изменить программу, взяв что-то из другой методики, возможно «другая математика» ребенку понравится больше. Не забывайте постоянно искать способы сделать процесс обучения больше похожим на веселую игру.

И если ради повышения эффективности и позитива во время обучения ребенка, вам кажется целесообразным использовать сразу несколько авторских методик раннего развития детей — просто сделайте это!

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

2014-10-09

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы.

Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей.

Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня.

Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга.

Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект.

Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни.

Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации.

Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать.

Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить.

Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь.

Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено.

Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок».

В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные.

На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий.

Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот.

Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е.

после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий.

Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день.

Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки.

Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже).

Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3.

 Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?

Также вам может быть интересно:

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развитие ребенка при помощи методики Глена Домана

Методика Домана – как заниматься наиболее эффективно?

01.07.2019

1

29457

Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта.

Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей.

Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования.

Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.

Принципы методики

Методика Домана следует данным принципам:

  • Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
  • Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
  • Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
  • Учеба должна приносить положительные эмоции.
  • Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
  • Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
  • Постоянно познавайте что-то новое.
  • Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
  • Не следует проверять то, что ребенок узнал.
  • Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
  • Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.

Физическое развитие по методике Домана

Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.

Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался.

Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками.

Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.

Как научить читать по методике Домана?

Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.

Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными

словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).

Вам нужно следовать данной схеме обучения:

  • Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
  • Учиться нужно по 3 раза каждый день.
  • Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
  • Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
  • Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
  • Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
  • Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
  • Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.

Как научить считать по методкие Домана?

Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но

даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу.

Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.

Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров.

На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра.

А уже потом начните решать цифровые уравнения.

Преимущества методики

Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими

управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга.

Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет.

А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.

Недостатки методики

  • Излишне сильная нагрузка на мозг ребенка может привести к отрицательным последствиям в виде расстройств психики, перепадов эмоций, проблем с социумом, сильной чувствительности.
  • Безынициативность малыша, недостаток креативных и созидательных процессов в учебе.
  • Ребенку часто не хватает времени для общения с друзьями, для игр, хобби.
  • Работают не все органы чувств.
  • Слова при обучении чтению запоминаются механически.
  • Согласно программе, нужно сопровождать читаемый текст показом изображений. Малышу в будущем станет трудно научиться читать тексты без картинок, ему будет сложно понимать прочитанный материал. Это приводит к недостатку у ребенка желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Недостаток активной игровой деятельности.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.