Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Содержание

Как реагировать на капризы ребенка 3 лет

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Практически все дети могут капризничать, а многие из них очень любят это делать. Одни дети капризничают больше, другие — меньше, часть малышей могут устраивать капризы только наедине с мамой, а иногда капризы закатываются в общественных местах на глазах у посторонних людей, заставляя родителей нервничать и нередко срываться на детях.

статьи:

Что же такое детские капризы? Это особенность поведения малыша, проявление гнева, злости, сиюминутная прихоть либо желание, а нередко и манипулирование взрослыми людьми. Ребенок может плакать, ныть, драться, пинаться и раскидывать вещи.

Особенности капризов малышей в возрасте 3 лет

Нервная система у 3-х летних детей еще неокрепшая и находится в стадии развития и укрепления. Возбужденное состояние ЦНС у малышей такого возраста часто преобладает над процессами, которые могут тормозить возбуждение. С возрастом у здорового ребенка все наладится.

Поэтому, капризы 3-х летних детей можно отнести к возрастным особенностям, но только при одном условии — если они носят эпизодический характер. Нормальными и естественными капризы считаются во время болезни малыша либо в период резких нарушений его привычного распорядка дня, при физических или эмоциональных перегрузках.

В случае, если капризы становятся постоянной и привычной формой поведения, внимательным родителям необходимо задуматься об этом и научиться адекватно реагировать на данные проявления поведения.

Признаки капризности у ребенка 3-х лет

  1. Малыш постоянно находится в состоянии срыва на капризное поведение и любит проявлять его при посторонних людях.
  2. Он хнычет и ноет по малейшему поводу, не прислушиваясь к доводам или просьбам взрослых.
  3. Ребенок постоянно твердит: «Я хочу», «Я не буду, не хочу».

  4. Он всеми силами стремится быть в центре внимания родителей.

Такие признаки капризности 3-х летнего малыша в будущем могут способствовать формированию у него отрицательных граней характера, например, грубости, дурашливости, драчливости и упрямства.

Родителям следует постараться найти верные пути к устранению капризов.

Как научиться правильно реагировать на капризы ребенка в 3 года

Первое, что должны сделать взрослые при общении с капризным малышом — запастись терпением. Детские психологи утверждают, что большинство случаев такого поведения малыша случается от нехватки времени, усталости родителей и категорических злобных слов на некоторые действия ребенка.

Воспитывая свою 3-х летнюю кроху, родителям следует запомнить главное — нормальное воспитание может осуществляться только через любовь и заботу, и никак иначе. Крики, строгость и наказание не смогут затронуть сердце и совесть малыша, особенно, если ему еще только 3 года.

Для данного возраста такие действия— это насилие со стороны более взрослого и сильного человека, именно так они останутся у него в памяти. Поэтому, что следует делать взрослым в ответ на капризы ребенка:

  • нельзя кричать. Крик, обращенный на малыша — это прямое поощрение дальнейших приступов капризов;
  • нельзя отменять свое взрослое «нет» на какие-либо капризные действия ребенка. Бывает так, что мягкие мамы через время снимают запрет на свое «нельзя», слушая нескончаемое нытье и утирая слезы малыша. В 3 года ребенок быстро сможет усвоить, что плач и капризы — легкий способ добиться желаемого;
  • как бы ни было трудно, старайтесь объяснять ребенку, что так вести себя некрасиво. Любые разговоры и объяснения лучше проводить, когда малыш успокоится;
  • важное условие в попытках устранить данную проблему — придерживаться единой политики в воспитании малыша. Он должен понять, что в семье есть определенные правила, которые одинаковы для всех; и его капризы с добросердечной мамой или бабушкой будут иметь такой же «успех», как и со строгим папой;
  • следует научиться не давить на малыша. 3 года — это не тот возраст, когда нужно говорить с ним в приказном тоне. Негативное капризное поведение может быть простым сопротивлением на строгие приказы. Нередко ребенок ждет мягкой просьбы, а не приказных слов.

Детские психологи утверждают, что к 4 годам малыши меняются — капризы будут утихать. У крохи пройдет так называемый кризис 3-х летнего возраста с капризами и истериками. Ребенок будет входить в период жизни, когда он сможет более осознанно говорить о своих желаниях, чувствах и эмоциях и прислушиваться к словам родителей.

Истерики у ребенка 3 лет: советы психолога

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

0 1195 18 Октября 2019 в 06:16

Когда возникают истерики у ребенка 3 лет, советы психолога ищут многие заботливые и чуткие родители. В этой статье разберем самые острые вопросы, которые тревожат мам и пап при обращении к специалистам:

  • Почему у ребенка возникают истерики, ведь не все дети ведут себя так, если им что-то не по душе?
  • Как реагировать, как вести себя с ребенком в момент истерики?
  • Перерастет ли ребенок сам истерики трехлетнего возраста или надо что-то предпринять?
  • Что делать, чтобы истерики не закрепились и не стали привычным способом реагирования?

Истерики у ребенка 3-4 лет: возрастные особенности

Три года — особый возрастной рубеж. Это важнейшая веха в формировании психики любого малыша. Именно в этот период ребенок окончательно отделяет себя от других людей. Начинает ярко чувствовать и постепенно осознавать собственное «Я».

У него возникают естественные противоречия с внешним миром: я хочу чего-то, а мама, например, не дает. Или предлагает взамен что-то другое, а может, заставляет делать то, чего не хочется.

Не все ребята реагируют одинаково в этой ситуации. Кто-то упрямится или даже проявляет агрессию. Другой хитрит: делает вид что согласился, но может при этом тайком взять или сделать то, что нельзя. А есть дети, которые в трехлетнем возрасте реагируют бурной истерикой на возникающие противоречия с другими людьми.

В этот непростой период важно заложить ребенку способность договариваться с другими — это фундамент всей будущей социальной реализации. Иначе истерики и эмоциональный шантаж в будущем серьезно испортят жизнь уже взрослому человеку.

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

Почему ребенок реагирует истерикой

Малыши рождаются неодинаковыми психически — каждому задан свой набор определенных качеств, талантов и свойств. Около 5 % детей природа одарила особой широтой эмоционального диапазона. Такие дети сызмальства реагируют на разные события более бурно и ярко, чем их ровесники.

У них бывает переменчивое настроение: в одну минуту восторг сменяется надрывным плачем. А бывает, что ребенок надолго застревает в плаксивом настроении, и тогда его непросто отвлечь. Такие особенности не являются сами по себе негативными признаками — они естественны и природны для детей со зрительным вектором психики.

При правильном развитии особая эмоциональность не только ничем не угрожает ребенку, но и становится залогом его счастливой судьбы и полноценной реализации в жизни.

Ведь именно люди со зрительным вектором могут вырасти самыми душевно чуткими, отзывчивыми.

И даже выбрать для себя гуманистическую профессию, которая позволяет быть опорой больным и страдающим людям (например, специальность врача или социального работника).

Но особый эмоциональный диапазон требует правильного развития и грамотного воспитательного подхода. Раскроем глубже устройство психики такого малыша и разберемся, что ему нужно, чтобы развиваться благополучно.

Что стоит за истериками ребенка в 3 года: глубинная потребность психики

Природное желание в зрительном векторе — испытывать сильные эмоциональные переживания, чувственно проживать эту жизнь по максимуму.

Когда вы наблюдаете истерику ребенка, за ней всегда кроется бессознательная потребность эмоционировать, сильно и глубоко чувствовать. Но истерика — это также и сигнал о том, что ребенок не находит конструктивного способа, как реализовать это желание.

Поэтому он невольно пытается «раскачать» вас на эмоциональный всплеск любым доступным образом. А повод может даже не иметь особого значения.

  • Одна из возможных причин истерики — подавление эмоций ребенка в других жизненных ситуациях. Зрительникам нельзя запрещать плакать, стыдить за слезы или за другое яркое проявление чувств. Когда ребенок получает запрет на проявление эмоций, само желание к сильным переживаниям никуда не уходит, природу не переделаешь. В итоге ребенок может просто фонтаном взорваться в ситуации, где есть малейший конфликт интересов между ним и другими людьми.
  • Еще одна возможная причина проблемы — ребенок не может наполнить свою потребность в глубокой эмоциональной связи с мамой. Чувственная связь мамы с ребенком возникает, когда мать эмоционально разделяет его жизнь: восхищается его достижениями, сопереживает таким маленьким (но серьезным для него) горестям. Особенно сильная связь формируется при совместном чтении с ребенком литературы на сопереживание главным героям.

Но в современном мире часто бывает, что мама устала и измотана: после тяжелого трудового дня у нее просто нет сил на эмоции. Посреди чтения сказки она попросту засыпает. Иногда выстроить эмоциональную связь с ребенком мешают собственные тяжелые состояния, вынырнуть из которых не получается. Например, женщина тоскует и горюет после развода, испытывает хроническую депрессию и т. д.

В результате между мамой и ребенком невольно складывается эмоциональная дистанция, и малыш не получает достаточно совместных переживаний с ней. Возникает нехватка, само природное желание малыша никуда не уходит. И он «добирает» совместные переживания с мамой через истерику или скандал.

  • Еще одна, глобальная причина детских истерик — это утрата зрительным ребенком чувства защищенности и безопасности от матери. В максимальной мере это, конечно, происходит, если на малыша кричат или его физически наказывают. Существенно влияют и мамины негативные состояния: зрительные дети самые эмоционально восприимчивые, от них не скроешь своего настроения.

Сказывается и банальная нехватка сил и энергии у мамы, а также неверная (неподходящая для зрительных детей) модель воспитания. На том, как воспитывать зрительного ребенка, остановимся подробнее.

Как воспитывать малыша, склонного к истерикам

  1. Зрительного ребенка нельзя пугать, даже в шутку. Иначе огромный чувственный диапазон остается фиксирован в страхе за свою жизнь. А это, естественно, сопровождается всевозможными фобиями, страхами, паникой, а также истериками.
  2. Зрительному малышу не стоит заводить домашних питомцев.

    Иначе желание строить эмоциональные связи будет направлено не туда, куда нужно — на зверушку, а не на людей.

    Правда, большинство маленьких зрительников очень умиляются при виде милых питомцев и просят их завести для себя.

    Но родителям важно знать, что, направляя свои эмоции на животное, ребенок идет путем «наименьшего сопротивления», ведь строить связи с людьми намного сложнее. При этом душевная связь со зверушкой всегда будет за счет связей человеческих.

    То есть в компании ровесников малыш будет социализироваться хуже — будет бояться, что его обидят или ударят, болезненно переживать, когда его дразнят, будет отстраняться от компании других ребят.

    Есть и еще один риск: срок жизни питомцев, увы, недолог. Если милый зверек погиб или потерялся — зрительный малыш испытывает резкий обрыв эмоциональной связи и реагирует психологически — нешуточно горюет. Есть и физические последствия: у ребенка может существенно снижаться зрение. Так реагирует на сверхстресс самая чувствительная зона маленьких зрительников — глаза.

  3. Зрительных малышей нельзя брать на похороны. Даже если около подъезда вы столкнулись с обрядом прощания — лучше поскорее увести ребенка. Тяжелые эмоциональные состояния людей на похоронах и особый зрительный ряд (венки, гроб) надолго отпечатываются потом в психике ребенка и могут фиксировать его в страхе смерти.
  4. Нельзя читать сказки, в которых кто-то кого-то съедает. Эволюционно первый страх в зрительном векторе возникает в древние времена именно в связи с опасностью быть съеденным (хищником или каннибалом). Любые сюжеты подобного рода в сказках попадают прямиком в бессознательный страх ребенка и значительно травмируют его.

Если у ребенка 3 лет истерика: что делать в критической ситуации

Сам не осознавая, что им управляет, ребенок в момент истерики жаждет вызвать у вас эмоциональный отклик. Если этот опыт удался (вы возмутились, занервничали, расстроились) — малыш будет повторять это снова и снова. Даже если сознательно он не хочет ссориться с мамой, его бессознательное желание проживать сильные эмоции намного сильнее соображений ума.

Правильная реакция — в момент истерики не давать ребенку эмоциональной «подпитки». Но нельзя и перестараться: полное игнорирование тоже вредит малышу и никуда не годится. Лучше всего спокойно и кратко объяснить, почему его требование невыполнимо. При этом сохранять доброжелательный и теплый контакт с малышом.

Главное — ваше собственное отношение к происходящему. Ведь истерика не признак того, что ребенок плох или дурно воспитан. Он пока еще слишком мал, его психика только формируется. Истерика всего лишь промежуточная веха в развитии маленького зрительника. Его потребность в чувственных переживаниях выросла, а наполнить ее в достаточной мере он пока не способен.

На длинной дистанции нужно помочь малышу научиться наполнять свое желание к сильным переживаниям иначе. Так, чтобы это способствовало его гармоничному развитию и помогло в будущем строить счастливые отношения с людьми. Что для этого нужно?

Что делать, чтобы истерики у ребенка в 3 года и позже никогда не повторялись

  1. Вовлекайте ребенка в чтение классической литературы. Выбирайте такие произведения, которые побуждают ребенка сопереживать герою. И не пугайтесь, если ребенок после такой сказки уснул в слезах, — это не слезы истерики о себе самом, а слезы сопереживания. Это развивает чувственную сферу малыша.

  2. По мере взросления учите его переносить навык сопереживания в реальную жизнь. Покажите, что его поддержка, сочувствие и помощь могут потребоваться слабому, пожилому или больному человеку.
  3. Важно обеспечить те условия развития, которые соответствуют полному набору врожденных качеств и свойств ребенка.

    Зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики человека.

    Например, подвижного и юркого малыша с кожно-зрительным сочетанием векторов полезно отдать в танцевальный или театральный кружок. Усидчивого и обстоятельного малыша с анально-зрительным сочетанием лучше отвести в художественную школу или на кружок декоративно-прикладного творчества.

    Музыкальная школа также необходима для чувственного развития ребенка.

    Современные городские дети наделены в среднем свойствами 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно иметь собственную психологическую компетенцию. Понимать, о чем говорит то или иное поведение ребенка.

  4. Позаботьтесь о том, чтобы семья (особенно мама) стала надежным гарантом чувства защищенности и безопасности малыша. Когда у ребенка 3 лет истерики — советов психолога по воспитанию недостаточно. Секрет благополучного и счастливого развития наших детей — это хорошие отношения и психологические состояния родителей, крепкая эмоциональная связь с малышом и неугасающий интерес к нему.

Если вы чувствуете, что вам трудно обеспечить своему ребенку надлежащие условия (не хватает психологических знаний или мешают плохие состояния), то получить помощь можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он позволяет родителям избавиться от любых психологических проблем, наладить парные отношения и выстроить оптимальную модель воспитания и обучения ребенка. И тогда любое проблемное поведение малышей уходит навсегда.

«Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку…»

Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан Читать полный текст результата

«Моя дочь периодами стала превращаться в капризного, упрямого, способного на демонстративные истерики ребенка. «Крокодиловые слезы» по нескольку раз в день.

Что делать? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы и освещает результаты привычного подхода к воспитанию.

С демонстративными капризами и истериками, случающимися, как правило, в присутствии бабушек-дедушек, продавщиц, медсестер, дворников или просто прохожих, мы тоже научились справляться…»

Альфия С., врач-психиатр, Уфа Читать полный текст результата

«У нас со старшим сыном разный векторальный набор, поэтому, естественно, я его не понимала. Уже дошло до состояния неприятия. Я начала его «ломать», чтобы «построить» себя. Он — чувственный, слабый, плаксивый, но в то же время добрый, ласковый и сострадательный мальчик. Мне всегда казалось, что он психует и плачет по мелочам.

Я ему ставила себя как пример девочки, которая никогда не плакала. Уже после первых вводных лекций я осознала эту ошибку.

Но если мой сын не такой, как я, значит, надо разобраться, какой он и как мне с ним себя вести, и вообще, чего ожидать от ребенка.

Так я стала разбираться, почему он эмоционирует, как на него влияли мои крики, насильственное кормление и ремень, к которому иногда прибегали. И как надо себя с сыном вести, чтобы он полноценно развивался…»

Капризы ребенка — что это такое, основные причины и советы как реагировать и основные отличия от истерик

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Родители и окружающие относятся к детскому непослушанию вполне лояльно, ведь капризы у детей дошкольного возраста являются нормой. Нервная система дошкольника находится в развитии, поэтому он порой бурно реагирует на каждое событие. Однако чрезмерные капризы могут сигналить о том, что ребенок переутомлен, недоволен или болен.

Капризами дитя пытается привлечь внимание родителей, и иногда добивается своего, если они проявят мягкость. Так ребенок превращается в ловкого манипулятора. Окружающим же может показаться, что такой малыш дурно воспитан. Как реагировать на капризы ребенка?

Совет. Правильная реакция родителей (а также бабушек и других родственников) на капризы — игнорирование.

Почему ребенок начинает капризничать?

В грудном периоде причинами капризов у детей, как правило, являются физиологические ощущения. И это абсолютно нормально, только следует проследить, не голоден ли ребенок или, наоборот, не переел ли он,  а также поддерживать оптимальную для грудничка атмосферу в доме.

Далее в своем взрослении ребенок переживает несколько сложных этапов, сопровождающихся психологическими кризисами. Не понимая, что с ним происходит, и как это выражать словесно, малыш закатывает истерики.

Критические периоды

2-3 года. В это время маленькая личность начинает себя осознавать, противопоставляя окружающим. Для детей этой возрастной группы характерно упрямство, когда они склонны все делать «на зло». На самом деле ребенок делает это не со зла, а по той причине, что ему трудно выразить свои эмоции.

6-7 лет. В жизни дошкольника происходят серьезные перемены. Меняется режим дня, требования взрослых становятся строже, а еще требуется влиться в новый детский коллектив…

У ребенка возникает справедливый протест, но это происходит не всегда, а только если его склонность к капризам не была исправлена в более раннем возрасте.

Надо ли обращаться к педиатру?

Всерьез родители начинают беспокоиться, когда ребенку наступает 4 года. До этого возраста вопрос о том, как справиться с капризами ребенка, не слишком актуален. В раннем возрасте для капризов находится масса оправданий.

Важно! Если к 4 годам ребенок капризничает все чаще, значит, имеется запущенная педагогическая проблема.

Обратиться к специалисту необходимо в таком случае:

  • если, устраивая истерику, ребенок выгибается и напрягает мышцы тела;
  • случаются перебои дыхания с отключением сознания.

Наличие судорог во время истерики может говорить о каком-то скрытом заболевании нервной системы. Затрудненная речь – это тоже тревожный симптом.

Способы борьбы с детской истерикой

Специалисты рекомендуют простое средство: подуть на лицо капризули. Крик прекращается рефлекторно, а ребенок начинает дышать медленно и успокаивается.

Совет. Соблюдение режима сна и бодрствования — это залог психологического здоровья. Если ребенок склонен закатывать истерики, то лучше ограничить просмотры ТВ и сидение за компьютером. Наилучшая деятельность для капризули — активный отдых.

Общие советы:

  • не нужно предъявлять слишком строгих требований, ведь в силу своего возраста малыш может не знать, как их удовлетворить;
  • нужно научить ребенка в открытую выражать свои чувства и эмоции.

Если всерьез задуматься о том, как отучить ребенка капризничать, то следует ознакомиться с рекомендациями детского психолога.

Для того чтобы ребенок не замыкался, а выражал то, что его волнует, психолог рекомендует начинать упражнения с раннего детства.

Пример. У ребенка не получается нарисовать кота, и его это раздражает. Тогда он должен сказать: «Мне обидно, что я не могу нарисовать кота». К 4 годам должна сформироваться привычка, которая поможет избежать ненужных капризов.

Профессиональные советы:

  • родителям нужно проявить выдержку, так как после игнорирования каприза в доме воцарится тишина, а ребенок поймет, что это не средство получения желаемого;
  • создайте систему запретов, которые действуют безоговорочно, иначе ребенок будет капризничать в ситуации потакания своим желаниям;
  • поглядите на себя в зеркало — не копирует ли ребенок ваши собственные действия, а если да, то изменяйте в первую очередь свою манеру поведения;
  • если ребенок капризничает по пустякам, то желательно как можно раньше отвести его в садик, ведь будучи в коллективе, меньше шансов поставить себя в центр внимания;
  • в самом начале истерики можно применить такой эффективный прием — переключение внимания.

Смена деятельности помогает искоренить капризы и упрямства детей в возрасте 4-5 лет, а вот с ребятами постарше придется продумать другую линию поведения.

Фото капризов ребенка

Помогите проекту, раскажите друзьям:    

Ребенок в 3 Года (4 года) Психует, Плачет И Капризничает

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Дети в 3-4 года – довольно самостоятельные люди: посещают садик, предпочитают занятия по душе. К тому же они достаточно взрослые, чтобы рассказать о своих потребностях. Тогда откуда берутся истерики и капризы, которые так беспокоят родителей? Что делать уставшим мамам, если трех- или четырехлетний малыш постоянно плачет и капризничает?

Трехлетний возраст – это благодатное время для эмоционального и познавательного развития детей. Они приобретают новый опыт, больше понимают и, в то же время, остро переживают конфликты.

На все эти проблемы накладывается кризис трех лет, когда прежде покладистые детишки становятся плаксивыми, капризными и строптивыми, наотрез отказываясь выполнять требования взрослых.

Часто они ведут себя некрасиво: топают ножками, плачут, кричат, швыряют предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Причины детских слез и капризов

Многие родители не понимают, почему их ребенок постоянно плачет и капризничает. А источники такого поведения обычно лежат на поверхности, только не всегда их можно сразу распознать.

  1. Малыш требует вашего внимания, ему недостает общения с родителями, он хочет видеть доказательства собственной «нужности». Желание материнской любви и ласки – базовая потребность ребенка.
  2. Капризничая, дети хотят получить желаемое, например, подарок, сладость, разрешение погулять – то, что мамы и папы не разрешают по непонятным для малышей причинам.
  3. Ребенок протестует против родительского диктата, чрезмерной опеки, демонстрируя желание стать независимым и самостоятельным. Это характерно для авторитарных методов воспитания. Вспомните, как часто вы говорите сыну или дочке: «Быстро надень эту кофту», «Прекрати глазеть по сторонам».
  4. Плач и капризы могут быть и без явной причины. Возможно, малыш переутомился, не выспался, наблюдал семейную ссору. На детское настроение влияют многие составляющие, поэтому нужно их все проанализировать.

Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее и узнаем, что делать родителям, если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает и плачет.

Желание общаться

Совет одновременно прост и сложен: если желаете избежать слез и капризов, проводите больше времени с детьми. Конечно, часто родителям не хватает времени на тесное и полноценное общение с ребенком. Но главное здесь – не количество минут, а их качество. Не нужно бросать домашние хлопоты, общайтесь со своим чадом в процессе их реализации.

Почаще устраивайте общие праздники и семейные посиделки. Помимо традиционного застолья, придумайте интересные развлечения, конкурсы для всех членов семьи. Еще один способ – сходить в цирк, парк аттракционов, выехать за город. Было бы желание, а вариантов весело провести время с домочадцами масса.

Реакция на запреты

У малыша должна быть возможность изучить окружающий его мир. Ваша задача – помочь, а не мешать детской любознательности. Для этого нужно установить четкие границы дозволенного, упорядочить требования и снизить количество запретов, оставив лишь самые важные. Обычно они касаются детской безопасности, и выполнять их нужно неукоснительно.

Сделайте ребенка помощников в домашней работе, преподнеся новые обязанности в игровой форме. Готовите обед? Предложите малышу помыть овощи или «покормить» куку.

Стираете одежду? Дайте ему таз и предложите постирать свою кофточку. В совместных хозяйственных делах есть несколько плюсов. Во-первых, вы контролируете действия своего чада.

Во-вторых, можете ему объяснить опасность бытовых предметов.

Самоутверждение

Ребенок в 3-4 года начинает воспринимать родительскую опеку не только как проявление любви, но и как подавление самостоятельности и досадную помеху. В этом возрасте детям требуется своеобразный баланс заботы и свободы. Вы ведь не хотите воспитать «удобного» малыша, который доставляет мало хлопот, но и сам не стремится к свершениям?

К примеру, трехлетка плохо себя ведет за обедом: отказывается от каши, требует других блюд, отодвигает кружку с киселем. Если вы станете заставлять его, он продолжит капризничать, а тут недалеко и до полноценной истерики. Смиритесь с тем, что теперь он самостоятельная личность и имеет право выбирать как список блюд, так и объем порции. Поверьте, с голода он точно не умрет.

Неявные причины капризов

Дети рождаются с разными типами нервной системы. Более «сильные» малыши устойчивы к раздражителям, не плачут из-за каждого пустяка. Ребенок с неустойчивой нервной системой раним, его реакция на неприятности и трудности слишком эмоциональна.

У таких детей незначительная боль вызывает истерику, комок в каше приводит к рвоте, а избыток впечатлений за день лишает сна. Капризы и слезы – постоянный спутник трех- и четырехлетних меланхоликов. Родителям следует предупреждать появление истерик, а при длительном стрессовом состоянии нужно обратиться за консультацией к неврологу или психологу.

Что делать?

Если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает, проанализируйте все вышеперечисленные причины и попробуйте устранить их. Старайтесь предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Если все-таки нытье началось, попробуйте переключить интерес малыша на что-либо другое.

«Смотри, какие огромные слезки льются из глаз. Давай-ка соберем их в баночку», – говорит одна изобретательная мамочка.

Предложите крохе какой-то новый предмет или интересное занятие: посмотрите вместе мультик или почитайте любимую книжку. Совместное общение поможет ему почувствовать вашу любовь и избавит от неконструктивных способов привлечения родительского внимания.

Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок.

Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать.

То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое “Я”. Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают, и дадим советы, как справится с излишней эмоциональностью маленького человечка.

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно “переполнение” психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне.

Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства.

А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления.

Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье “Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!”.

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь.

Такие действия “по сдуванию пылинок” приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и “не спешит” взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется.

Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше.

Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений.

Во-вторых, гиперопека мамы с папой его “напрягают” и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании. 

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

1. Детки до года. Ребенок этого возраста привлекает к себе внимание плачем.

Капризами такой плачь назвать нельзя, поскольку он еще не умеет говорить, а зовет “на помощь” при помощи крика, когда голоден, у него что-то болит или мокрый подгузник.

Когда устраняются негативные факторы, малыш успокаивает и перестает плакать. Более подробно о потребностях деток первого года жизни читайте в статье “Комаровский: дети до года”.

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие “нельзя” для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под “давлением” истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

3. Детки от двух до трех лет. Этот возраст еще позволяет предотвратить капризы переключением внимание на что-то другое. Отвлекаясь, кроха забывает, почему плакал. Также уже имеются свои устои и есть осознание, что можно, а что нельзя. В награждение за послушание можно купить ребенку игрушку, а правильно ее выбрать поможет статья: “ТОП-10 полезных игрушек для детей возрастом от 2 до 5 лет” .

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста).

Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом.

Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: “Как подготовить малыша к жизни в детском саду?”.

5. Дети после пяти лет. Теперь плачь, крик и топотание ногами – это “оружие” против родителей, которое отлично действует в публичных местах. Он умело использует такие методы воздействия и добивается своего.

Криком и физическим воздействием от такого проявления не избавится, здесь нужен тонкий подход. Можно использовать методику “озадачивания детеныша” и приобрести домашнее животное, за которым ему нужно будет ухаживать.

В случае выбора такой методики вам поможет статья: “Какую собаку подарить ребенку” .

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы.

Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами “Я сам”, а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама.

Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции.

Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит.

Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный “бесеныш” станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • “Не замолчишь, любить не буду…”;
  • “Не перестанешь плакать, не дам игрушку…”.

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • “Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться…”;
  • “Уйду из дому, если будешь ругать за двойки…”.

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя.

Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять.

Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Автор публикации: Эдуард Белоусов 

Что делать когда ребенок капризничает?

Капризы ребенка в 3 года: как бороться?

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Когда ребенок капризничает, что он чувствует?

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».

Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребенка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.

Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова.

Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве.

А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.

5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

Это ещё одна очень полезная рекомендация для вас. Наши замечания часто указывают ребёнку на то, что ему делать НЕ следует. Например: «Не ной».

Вместо этого, лучше подскажите ребёнку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Старайтесь, насколько это возможно, избегать делать замечания ребёнку, начиная с частицы «не». Об этом я подробно рассказывала в статье «Как правильно делать замечания ребёнку так, чтобы он вас слышал».

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Что нужно делать, когда ребенок капризничает или ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  • Удержите себя от привычных командных фраз;
  • Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  • Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  • Обнимите его;
  • Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  • Подскажите, что нужно делать;
  • Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.