Как воспитывают детей только русские

Содержание

Воспитание детей в Древней Руси

Как воспитывают детей только русские

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам.

Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье.

Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности.

Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование.

Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери.

Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе.В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей.

С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу.

После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство».

Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати.

Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

История воспитания детей в России

Как воспитывают детей только русские

Традиции воспитания детей в России формировались на протяжении многих веков, они уходят корнями в историю, которая богата событиями, сменой правителей и длительным периодом становления великой державой.

Воспитание детей в Древней Руси

Российский взгляд на воспитание детей не однозначный, так как формируется еще с Древней Руси. В основе воспитания детей на Руси заложены церковные и народные традиции. Система воспитания представляло собой четкое следование Библии, ветхого и нового завета.

В основном это суровая до жестокости домашняя дисциплина, с неоспоримым авторитетом отца. Он был главой семейства, в распоряжении которого были все члены семьи, мнение которых не учитывалось, или было ничтожно.

Одним словом полный родительский эгоизм, унижение детской воли, подавление личности. Образование на Руси в века Христианства заключалось в умении читать Священные писания, светских наук тогда еще не знали.

Несмотря на мрачность бытия, надо отдать должное, что именно в Древней Руси появились колыбельные, потешки, песни – прибаутки. Такой детский фольклор был лучшим учителем Русского языка.

Воспитание детей при Петре I

Существенные реформы в образовании пришли во время правления Петра I. Петр Великий сделал обязательным изучение светских наук, иностранных языков, математики, латыни.

Учителей по этим предметам катастрофически не хватало, поэтому богатые дворяне отдавали своих детей учится за границу, с большой неохотой. Особого желания учится, не у кого не было, поэтому учеников набирали силой.

Тем временем Петр I знакомит Российское общество с Европейской культурой, детей воспитывают на заграничный манер.

После Петровских реформ улучшилось светское образование, но стало падать нравственное и духовное. Женщины Петербургской знати стали не только женами и матерями, чтившими авторитет мужа, а светскими дамами у которых на Западный манер могли быть любовники и покровители.

Главным занятием были танцы, пение, изучение иностранных языков. Воспитание детей уходило на задний план, кормление грудью считалось совсем не модным, этим занимались специальные кормилицы. У мужчин сфера обучения включала в себя обучение танцам, верховой езде на лошади, фехтование, уроки этикета, иностранные языки.

В моду вошли парики и заграничные платья.

Воспитатели для детей были в основном немцы и французы, люди, знавшие свою науку, но нисколько не разбиравшиеся в детской психологии, часто руководствуясь только розгой. В домах знатных людей детям не разрешали общаться с прислугой в доброжелательной форме, при них было принято разговаривать на иностранном языке.

Воспитание детей в период царствования Екатерины II в XVIII веке

Новый виток в воспитании детей наступил после знакомства с Французской литературой и философией при царствовании Екатерины II. Наконец — то в общество проникает понятие естественности, которое изменило взгляд на воспитание детей. Женщины снова стали кормить детей грудью, заботится о ребенке, ценить детство.

Появляются такие понятия как детская комната, одежда, игрушки, детские книги. Очень многие советы по воспитанию детей взяты именно с Екатерининской эпохи.

Например: рано ложиться и вставать, пища простая без излишеств, за учебу не бранить, а за хорошую учебу похвалить, учить детей самостоятельности, но не ослаблять внимания к нему.

Воспитание детей в СССР

В XX веке появляются первые детские кроватки, коляски, соски, памперсы. Но все эти «блага цивилизации» были доступны далеко не всем. Особенно дефицит таких товаров ощущался в СССР, их можно было достать только, что называется по блату. Тем ни менее это не мешало Советским мамам воспитывать и растить детей, водить в детские сады и школы.

Воспитание детей в Советском союзе основывалось на любви к своей Родине и патриотизме. Семья – ячейка общества, главный девиз СССР. Садики и школы были однотипные, поэтому все дети воспитывались в одинаковых условиях. Дети разных национальностей абсолютно не ощущали своих отличий, все были детьми Советского союза.

В школе делался упор на развитие таких качеств, дисциплина, ответственность, трудолюбие, уважение старших, взаимопомощь.

Воспитание детей в современной России

На смену Советскому воспитанию пришло современное Российское воспитание детей. Система Российского воспитания не однозначна. Все зависит от дохода семьи, и к какому классу она относится. Семьи в России заводятся рано, средний возраст составляет 23-25 лет, по сравнению Европой и Америкой 30-35 лет.

Если брать в расчет среднестатистическую семью, то в воспитании детей участвуют не только сами родители, но и бабушки, дедушки, иногда тети и дяди и т.д. Иногда на плечи бабушек ложится практически все воспитание внуков, это может быть связано с тем, что мама и папа вынуждена работать, что бы поправить финансовое положение семьи.

Многие женщины выходят на работу чуть ли не сразу после родов, просто из-за боязни потерять свое рабочее место.

Воспитанием детей в России занимается в основном женщина, хотя встречаются семьи, где, так же как и в Европейских странах вместо жены в декрет уходит муж.

Он следит за ребенком, гуляет с ним, водит на прием к педиатру, но это скорее исключение, чем правило. Услуги няни в среднестатистической семье особой популярностью не пользуются.

Здесь может сыграть не только финансовый фактор, но и тотальное недоверие к няням.

Российские дети ходят в садики, школу, кружки, студии, спортивные секции, участвуют в различных мероприятиях, заканчивают высшие учебные заведения, в прочем, так же как и дети других стран. В образовательную систему обязательно входят народные сказки, пословицы, поговорки, народные песни.

К ребенку относятся в стиле «кнут и пряник», то есть родители могут наказать ребенка, поставив в угол или даже дать «хорошего ремня», а через минуту обнять, расцеловать и приняться выполнять любой его каприз. Золотая середина, как правило, встречается редко. Скорее всего, модель поведения «кнут и пряник» это отголоски
предков.

Слияние двух православных культур – Ветхий завет, где главным аспектом в воспитании детей являлось наказание и розга, и Новый завет – ответственность, любовь и самоотдача.

Так же нет определенной тенденции и в отношении формирования самостоятельности. С одной стороны родители опекают детей своим чрезмерным вниманием, даже когда он становится взрослым и заводит свою семью. Живут вместе с ними, следят за внуками, продолжают обеспечивать материально.

В пример, Европейские пенсионеры живут от детей отдельно в свое удовольствие, путешествуют по миру, и встречаются со своими детьми и внуками только по праздникам. А с другой стороны Российские родители спокойно могут отпустить детей в детский лагерь, километров так за 1000, или на учебу в другой город или страну.

Российская мама в сельской местности на вопрос о том, где ее дети? совершенно спокойно может ответить: Да бегают где-то, есть захотят, к обеду прибегут.

Если к воспитанию ребенка подключается папа, то в основном это заключается в обучении постоять за себя, или ответить обидчику крепким словцом. В некоторых странах за такое воспитание родителям может грозить суд или лишение родительских прав.

Но это — Россия, и не смотря на то, что некоторые методы кажутся не совсем педагогичными, Российские дети отличаются от сверстников других стран сильным характером и выносливостью.

Дети успешно проходят процесс самореализации в обществе, становятся образованными, открытыми, успешными личностями.

Основные черты русского народа: Интересы своей семьи, уважение к родителям и старшим, сострадание, милосердие, голос совести, тяга к справедливости, терпение, прямолинейность, простота, великодушие, гостеприимство, одним словом Широкая Русская душа.

Автор — С. Марина источник: www.ixtira.tv

© Использование информации без гиперссылки на источник запрещено!

Как воспитывают детей только русские

Как воспитывают детей только русские

Все, что кажется привычным в России, порой приводит в шок жителей других стран. Отношение матерей к детям — не исключение. Давайте посмотрим на русских мам глазами иностранцев.

О русском воспитании

Американка Таня Майер, много лет прожившая в России и выпустившая книгу «Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России», утверждает, что российское воспитание в корне отличается от европейского и американского. Какие-то вещи ей понравились, а какие-то — не слишком. Итак, что же свойственно только русским матерям?

Они чаще выбирают грудное вскармливание

Если у русской женщины есть молоко, то она, скорее всего, будет кормить младенца сама. И вряд ли вскоре после родов выйдет на работу, отдав ребенка в ясли или няням, как сплошь и рядом случается в той же Америке. В России принято предпочитать семью карьере.

Они мало надеются на помощь отца ребенка

В западных странах по выходным можно увидеть множество мужчин, гуляющих с детьми в парках. В России традиционно детьми больше занимаются матери, чем отцы. Если муж помогает с ребенком «по полной программе», то это расценивается скорее как исключение, чем как правило. Многие женщины стараются вообще не доверять детей папам, так как убеждены, что мужчина все сделает неправильно.

Они часто доверяют детей бабушкам

На Западе это просто не принято. Там бабушки не сидят с внуками, а живут своей жизнью, например, ходят в различные клубы по интересам, путешествуют. У нас позвонить и спросить: «Мама, можно я оставлю у тебя Мишку до вечера?» в порядке вещей. Напротив, если у бабушки другие планы и она откажется заниматься внуком, русская мама смертельно обидится.

Они любят гулять с детьми

Русские мамы убеждены, что чем больше ребенок будет находиться на свежем воздухе, тем лучше для него. Поэтому гуляют с детьми часами. Лето стараются проводить на даче, если нет возможности — отправить ребенка к бабушке в деревню «на витамины».

Они тщательно следят за питанием детей

Большинство российских мам стараются соблюдать для своих детей принципы здорового питания — даже если сами питаются фастфудом. Могут ограничивать клубнику, цитрусовые или шоколад, если у ребенка на них аллергия. Редко какие мамы дают ребенку есть мороженое и пить холодные напитки — убеждены, что от этого у малыша разболится горло.

Они странно относятся к лечению детей

Очень многие женщины в России выступают против детских прививок. А лечить детей предпочитают не таблетками, а народными средствами и гомеопатией — меньше «химии».

Тане Майер это также показалось диким: ведь законопослушные американцы привыкли, чуть что, бежать к врачам и в полном объеме выполнять их предписания… К тому же, русские мамы часто путешествуют вместе с детьми, и вывозить не привитого малыша в другие страны весьма рискованно, полагает Майер.

Они любят отдавать детей во внешкольные кружки и секции

В Европе ребенка принято доверять детскому саду или школе, и если он ходит в кружки, то обычно при данном учреждении. У нас же детей непременно стремятся записать в изостудию или на танцы при доме культуры, в музыкальную школу, на занятия иностранными языками… Считается, что чем больше внеклассных занятий ребенок посещает — тем престижнее.

Они постоянно воспитывают детей

Не чавкай за столом!», «Не ходи по лужам!», «Веди себя прилично!» То, что русские мамы постоянно делают своим детям замечания, кричат на них и даже порой шлепают у всех на глазах, приводит неподготовленных иностранцев в оторопь.

В Японии до пяти лет детям вообще разрешают делать почти все, а в большинстве западных стран замечания им делают только в совсем уж вопиющих случаях. Если ребенок, скажем, ест руками или слишком громко кричит, то на это нередко попросту не обращают внимания.

Они наказывают не только своих, но и чужих детей

«Однажды в Москве мой сын нашалил, и одна няня звонко хлопнула его по ладошке — мол, нельзя, — вспоминает Майер. — Я попросила ту женщину не делать так больше, на что она удивилась: «А что такого? У нас так принято!»».

Действительно, в России женщина может сделать резкое замечание приятелю своего ребенка или даже ударить его за какой-то проступок, и далеко не всегда это становится поводом для жалоб и разбирательств. На Западе же считается, что воспитывать можно только собственных детей. Если что-то вас не устраивает — идите жалуйтесь родителям ребенка, но ни в коем случае не трогайте его сами!

Традиции воспитания девочек на Руси

Как воспитывают детей только русские

Хорошо известно, что женщинам на Руси жилось непросто, как и в любом патриархальном обществе. В воспитании представительниц слабого пола были свои особенности, которые проявлялись с самого раннего возраста. Какими были традиции растить будущих сестер и верных жен в истории Руси, расскажем в этой статье.

Традиции и обряды

На Руси воспитание исторически было окружено поверьями и всевозможными обрядами. Особый взгляд у наших предков был на вопросы дисциплины.

Например, детей обязательно учили почитать старших и выполнять волю своего отца и матери. При этом девочек и мальчиков воспитывали принципиально по-разному.

Мальчики, в представлении наших предков, должны были стать добытчиками, а девочки – будущими хозяйками и матерями. С детства их учили аккуратности, прилежности, почтению к старшим, трудолюбию, целомудрию. Свою невинность они обязаны были хранить для будущего мужа.

По “Домострою”

В основе жизни в Древней Руси был “Домострой”. От главы семьи он требовал, чтобы дочь воспитывалась в строгости. Девочки с раннего возраста обязаны были помогать по хозяйству.

Например, им в обязанности вменялся уход за младшими детьми, помощь по дому и в поле. Мать стремилась передать своей дочери как можно больше важных и полезных навыков, чтобы ее дочь выросла хорошей женой.

Для этого девочек учили рукодельничать, шить, вести хозяйство, вкусно готовить.

Роли матери и жены

Это важные социальные роли, которые должна была на себя примерить каждая девочка. Чем раньше, тем лучше. Их взросление сопровождалось разнообразными обрядами, проходило в полном соответствии с традициями предков.

Буквально с первых лет жизни дочери следовало готовить приданое. Считалось удачей, если девочка сама начинала вышивать, чтобы своими руками могла сделать хотя бы часть своего приданого.

Обряды касались и ее внешнего вида. Например, волосы с малолетства заплетались в трехлучевую косу. Это считалось символом объединения жизненных сил. Косу при этом следовало расположить строго вдоль позвоночника. В таком случае она наполнялась этими силами, готовясь к будущему материнству.

Когда она выходила замуж, следовало начать заплетать две косы. И этому было объяснение. Ведь теперь жизненными силами следовало наполнять не только себя, но и будущего ребенка.

Особенности одежды

Важный этап взросления – обряд вскакивания в поневу. Это было полотнище ткани, которое женщины в Древней Руси использовали в качестве юбки.

До 15-16 лет девочки в русских семьях носили длинные рубахи. Только в подростковом возрасте переодевались в поневу. Причем ради такого события собиралась вся родня. На ритуальный обряд даже приглашали соседей.

Начиналось все с того, что девушка поднималась на лавку, установленную посреди дома. По ней она начинала ходить в разные стороны. При этом матери нужно было следовать за ней с раскрытой поневой, уговаривая дочь “вскочить в нее”.

Та по традиции в ответ категорически отказывалась. Завершение этого обряда символизировало, что она официально объявляла себя девушкой на выданье. После этого молодые люди могли приходить к ее родителям свататься.

Под покровительством

Женщина на Руси на протяжении всей своей жизни постоянно находилась под чьим-нибудь покровительством. Сначала это был отец, затем – муж.

https://www.youtube.com/watch?v=Q55xQscjX9s

Мужа следовало почитать, так как он был официальным главой семейства, который имел право принимать решения по любым вопросам. Полученные от родителей знания новоиспеченная жена была обязана передать своим детям.

Процесс обучения

Процесс обучения для девочки проводила мать. Строила она его исключительно на собственном примере. Например, во время полевых или домашних работ демонстрировала дочери, как выполнять ту или иную работу. Со временем доверяла ей помогать себе, а затем поручала самостоятельно выполнять те или иные обязанности.

По мере освоения новых навыков ее функционал значительно расширялся. Если в шесть лет ей могли поручить только уход за цыплятами, то 11 лет деревенские девочки уже доили коров и выгоняли их на пастбище.

Непрерывность и поступательность образовательного процесса гарантировали успешные результаты обучения.

Пестунство

Это понятие было весьма распространено в древнерусских семьях. Особенно если они были многодетными. По сути, это был “догляд”, когда старшие дети присматривали за младшими, пока их родители были чем-то заняты. Часто отец и мать уходили работать в поле, пропадая там целыми днями.

Так что девочку, особенно уже в подростковом возрасте, часто можно было увидеть возле люльки, приглядывающей за младенцем. Традиционно люльку крепили под потолком к центральной балке. Это было очень удобно, так как сестрица могла качать люльку, вставив ногу в петлю, а сама при этом заниматься рукоделием.

Помимо укачивания, она осваивала пеленание, должна была уметь сделать соску из пережеванного хлеба, суметь накормить малыша. Главное – быстро его успокоить, если он начинал слишком уже сильно плакать.

При возникновении необходимости девочку в 10-12 лет могли отдать в “пестуньи”, как в то время называли нянек.

Так поступали, когда семья остро нуждалась в деньгах, так как плата за уход за ребенком составляла от 3 до 5 рублей за лето. Это была весьма существенная сумма, особенно для подростка.

В некоторых случаях с няней расплачивались продуктами. Как правило, картошкой, мукой, яблоками, различными овощами и фруктами или отрезами ткани.

Ткачество

Это был один из ключевых элементов крестьянской культуры в Древней Руси. Дело в том, что всю ткань приходилось делать самостоятельно. Из нее уже получались полотенца, одежда, скатерти и другие предметы обихода.

Все начиналось с того, что девочек обучали, как наматывать на цевки нитки, после следовало освоить, как трепать лен и прясть из него.

Первые навыки ткачества девочки осваивали уже в 5-летнем возрасте. Причем большое значение имело наличие собственного инструмента, который специально для дочери делал отец. Передавать свою прялку было нельзя. Считалось, что подружки могут ее сглазить и испортить. Запрещалось пользоваться чужими прялками.

После девушка переходила к обучению работе на ткацком станке. В 10 лет уже умела соткать рушник или пояс.

Другие занятия, которым обучали девочек

Помимо перечисленных обязанностей, к 10 годам девочка была обязана уметь и много чего другого. Например, помогать родителям работать в поле.

В ее обязанности входил сбор колосков, вязание снопов. Нужно было уметь выращивать овощи в огороде, пасти коз, коров, уток, гусей, мыть скотину и убирать за ней.

Трудолюбие в семье высоко ценилось. Усердно работая, всегда можно было рассчитывать на похвалу и одобрение со стороны старших.

При этом не стоит думать, что крестьянские дети только и занимались тем, что работали с зари и до заката. Они, как и все в их возрасте, хотели играть и развлекаться. Этих радостей их не лишали.

Было много распространенных развлечений, которые также переходили из поколения в поколение. Например, самые младшие брали в руки тряпичные куклы, чтобы играть в “дочки-матери”. Для них они шили наряды, плели косы, придумывали оригинальные украшения. С одной стороны, игра, а в то же время – отработка и совершенствование полученных ранее навыков.

К тому же в семье считалось, что если девочка с удовольствием играет в куклы, значит, в будущем будет отличной матерью и хозяйкой.

Те, кто был постарше, собирались с подружками, чтобы попеть и поболтать. За этими занятиями они вышивали, вязали или шили.

Детей часто одних отправляли в лес. Там они собирали грибы, ягоды, хворост, траву, а на речке удили рыбу.

Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:
ставьте лайк, подписывайтесь на канал, поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии!

10 советских правил воспитания детей

Как воспитывают детей только русские

Идеализировать советское детство и то, как воспитывали детей в СССР не стоит. Там было много и темных сторон, и неоднозначных правил. Взять хотя бы самое знаменитое: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». 

Многие принципы советского воспитания были заложены еще в 1930-х годах легендарным педагогом Антоном Макаренко. В те годы в России оказалось огромное количество беспризорных детей, которые затем становились преступниками.

Власти забирали их с улиц и помещали в детдома, но превратить их в нормальных детей было уже довольно сложно.

В такой колонии для малолетних преступников Макаренко успешно их перевоспитывал в полноправных членов общества, опираясь на общечеловеческие ценности и высокие моральные нормы.

Многое из его опыта вошло в советские учебники по педагогике и успешно практиковалось в общей системе образования. Вот некоторые из них.

1. Строгий режим 

Много внимания уделялось режиму ребенка с самых малых лет. Считалось, что все должно происходить строго по часам: и сон, и кормление.

Считалось, что даже если ребенок плачет в перерывах между кормлениями, не стоит его «успокаивать» грудью. Советские медработники приходили на дом к молодым матерям и тщательно следили за тем, как ребенок набирает вес (это в СССР должно было быть тоже по регламенту).

Дисциплина в этом вопросе поддерживалась и в более взрослом возрасте. Кормление в одно и то же время устраивалось в яслях, детских садах и школах, а матерям советовали не давать детям лакомств между кормлениями.

2. Закалять детей и класть спать на свежий воздух

Свежий воздух считался полезным для иммунитета и здоровья ребенка, поэтому бесстрашные мамы даже в самый мороз по несколько часов гуляли с коляской. Дневной сон многих детей проходили именно на улице.

Такая практика применялась и в детских садах – детей укладывали спать на улице, в том числе чтобы избежать эпидемий самых разных болезней.

Отдельным аттракционом были закаливания, обтирания и обливания холодной водой на улице. Считалось, что это очень полезно для здоровья, в том числе для сердца. А одним из главных лозунгов СССР было «В здоровом теле – здоровый дух».

3. Приучать к физической культуре и спорту

В школах были обязательные спортивные занятия, причем разные в зависимости от сезона: зимой детей выводили кататься на беговых лыжах, летом – бегать на свежем воздухе. В другое время года занятия проходили в зале – занимались бегом и легкой атлетикой, играли в командные игры.

Чтобы побудить и детей и взрослых к занятиям, даже популярнейший поэт-песенник Владимир Высоцкий сочинил небольшую шуточную композицию о важности утренней гимнастики.

4. Социализировать детей 

Детей отдавали в детский сад с самого малого возраста (даже грудных), ведь матери должны были как можно скорее продолжить трудиться на благо советского государства. Кроме того, важным навыком, который ребенок получал в детских садах, была социализация. Он должен был научиться жить и работать в коллективе, а также отвечать за свой коллектив.

5. Приучать к ответственности

Коллективная ответственность – отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах. 

Американец академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х подробно изучал, как воспитывают детей в Советском Союзе и выпустил книгу «Два мира детства: Дети в США и СССР». В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.

«Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».

6. Приучать к самостоятельности и труду

При всей коллективной ответственности, конечно, ребенок должен был отвечать и за себя лично. Кроме того, с детства его уже поэтапно готовили ко взрослой жизни. Он должен был непременно помогать взрослым и родителям и таким образом учиться делать все по дому, готовить и заниматься простым ручным трудом. 

«Где-то с 5-го класса у меня была повинность убираться в квартире по выходным и ходить в магазин. Я делал это всегда и даже не знал, что может быть по-другому. Моя сестра-близнец в это время готовила обед на всю семью. А родители работали или отдыхали», – рассказывает о своем детстве москвич Сергей, 62 года. 

В школах был также отдельный предмет – «труд». Девочек и мальчиков обучали разному: девочки учились шить и готовить, а мальчики забивать гвозди, строгать, пилить, паять и даже выполнять нехитрые операции с электричеством.

7. Свести свободное время к минимуму

Советский ребенок должен был быть всегда занят делом. И оказывается, чем больше у него дел, тем больше он успевает. Так его готовили к работе и активной общественной жизни в партийной ячейке, например.

Каждый ребенок после школы оставался на занятия школы продленного дня (“продленку”) или непременно посещал кружок. Была масса домов детского творчества, спортивных секций и музыкальных школ. Многие дети посещали по несколько кружков. Помимо развития ребенка, это еще и сильно облегчало жизнь родителю – ему не нужно было волноваться, чем занято чадо, пока он на работе.

Родители стремились дать им лучшее и все то, чего, возможно, они сами были лишены в детстве. Поэтому все средства непременно тратились на образование и развитие ребенка. Его поощряли за участие в олимпиадах и соревнованиях.

8. Не баловать детей

Особенно строго рекомендовали родителям не баловать своих детей – иначе из них вырастут ленивые барчуки. Именно поэтому у советских детей никогда не было ни огромного количества игрушек, как у современных, ни такого разнообразия одежды, ни каких-либо предметов роскоши (правда, сказался также дефицит товаров). Советский человек с юного возраста должен был быть непритязателен в быту. 

Считалось, что избалованные и изнеженные дети непременно станут асоциальными элементами, а то и вообще преступниками! 

9. Прививать любовь к природе

Советские дети, как вы уже поняли, много времени проводили на свежем воздухе. Многие кружки в том числе проходили на улице, очень популярным было увлечение ботаникой и зоологией, были целые объединения юных натуралистов, которые исследовали особенности природы своей местности. Детей также водили в походы в леса, учили альпинизму и сплавляться на байдарках.

Родители также часто брали детей за город – учили ловить рыбу, собирать грибы (и главное, разбираться в том, какие из них съедобные).

10. Воспитывать моральные ценности

Большое внимание уделялось в целом этическому воспитанию. Знаменитый поэт Маяковский написал поэму «Что такое хорошо и что такое плохо», ставшую очень популярной. За отсутствием религии, детям объясняли правила поведения не через библию, а через моральные нормы советского человека и строителя коммунизма. Впрочем, они мало чем отличались от 10 евангельских заповедей.

Очень важным было жить не для себя, а для другого, не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки. 

Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества. 

Девочек именно поэтому с детства готовили становиться матерями и вести домашнее хозяйства (при этом ни в коем случае не говорили, что это единственная их обязанность. Профессиональные качества в них также пестовали). Мальчиков же учили выполнять «мужскую работу», требующую бóльшего физического труда. Очень важно было пройти армейскую службу. 

«Над теми, кто не служил, у нас просто смеялись. С ними даже девушки не хотели встречаться», – рассказывает Иван, 75 лет.

И конечно, главной ценностью для советского ребенка (да и взрослого) была верность и любовь к родине. Для этого нужно было знать ее историю, культуру, географию, а также великую роль СССР в освобождении пролетариата всего мира от гнета капиталистов.

Особенности воспитания детей в России

Как воспитывают детей только русские

Определение 1

Воспитание – это действие, посредством которого одно поколение подготавливает следующее за ним поколение к исполнению его миссии в истории народа

Воспитание детей в России имеет свои традиции, которые формировались на протяжении довольно длительного времени и уходят своими корнями в историю государства, которая богата на события.

Характерные черты воспитания детей в России, в зависимости от эпохи:

Воспитание детей в Древней Руси.

Основу воспитания составляли церковные и народные традиции, обряды, ритуалы. Весь процесс воспитания ребенка – это четкое следование Библии. Семейное воспитание отличалось строгостью, а иногда и жестокостью.

Неоспоримым авторитетом являлся отец, который распоряжался всеми членами семьи, его мнение и «слово» было главенствующим. В понимание «получить образование» входило научиться читать, писать и немного считать, иных светских наук тогда еще не знали.

Несмотря на всю мрачность той эпохи, именно в это время происходит зарождение народного фольклора, оказывающего значительное влияние на воспитательный процесс (частушки, потешки, прибаутки и т.д.).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воспитание детей при Петре 1.

В период правления Петра 1 происходят значительные изменения в воспитании детей, а особенно в их обучение. Вводится ряд светских наук, овладение которыми затруднял тот факт, что учителей катастрофически не хватало.

Поэтому состоятельные дворяне отправляли своих детей учиться за границу, либо «выписывали» заграничных педагогов. В области воспитания так же произошли значительные изменения, детей начали воспитывать на европейский манер.

В качестве воспитателей все чаще приглашали немцев или французов, что негативно сказывалось на усвоении народной культуры, терялась русская самобытность. Дети порой с трудом говорили на русском языке.

Воспитание детей в период Екатерины II.

В период правления Екатерины II, взгляды на воспитание детей меняются в сторону естественности. Женщины вновь кормят детей грудью, самостоятельно заботятся о своих детях, появляется понятие «ценности детства». В обиход входит понимание необходимости собственной детской комнаты, игрушек, соблюдение режима и т.д.

Воспитание детей в СССР.

В эпоху СССР в обиход входят детские кроватки, коляски, соски, бутылочки и даже подгузники. Но все это было доступно далеко не для всех граждан, однако это не мешало советским родителям в воспитании детей. Строится большое количество детских садов, яслей, школ, домов творчества, клубов и т.д.

Все они доступны для каждого гражданина страны. Основой воспитания в СССР является любовь к Родине и народу, истории государства, патриотизм. Все детские учреждения однотипны, что позволяло воспитывать детей в равных условиях, вне зависимости от национальности, все дети были детьми Советского Союза.

Такое воспитание формировала у детей:

  • коллективизм,
  • трудолюбие,
  • уважение к старшим,
  • взаимоподдержку и взаимопомощь,
  • ответственность и т. д.

Воспитание детей в современной России

В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса.

В отличие от европейских стран, в России молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги».

Чаще всего именно бабушки занимаются воспитанием внуков.

Менталитет российских граждан таков, что ответственность за воспитание ребенка полностью «лежит» на маме. Не все семьи могут позволить себе няню. Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием.

Российские дети посещают детские сады, школу, кружки, студии, секции и т.д. Все ступени образования доступны для детей, а ряд из них являются обязательными.

В основу российского воспитания, особенного семейного заложено такое отношение к ребенку, которое принято называть «кнут и пряник». То есть родители могут наказать ребенка за проступок, иногда достаточно строго, но уже через некоторое время обнять и приласкать его, объяснив, почему нельзя так поступать. «Золотая середина» в данном подходе к воспитанию, встречается крайне редко.

Неоднозначным в воспитании является и отношение к формированию у детей самостоятельности.

С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.

), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.).

Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками, ответить им не только физически, но и словесно.

В то время как в ряде стран за такое воспитания предусмотрен суд и лишение родительских прав. Однако в России это обычное явление.

Поэтому российские дети вырастают с сильным характером и выносливостью, в отличие от своих европейских сверстников.

Специфика воспитания детей в России

Несмотря на то, что современная Россия старается ориентироваться на запад, в вопросах воспитания остается ряд особенностей, основанных на менталитете народа:

  1. Семейное воспитание основанное на классическом домострое.
  2. Российским родителям зачастую не доступны няня и детский сад, поэтому воспитанием детей чаще всего занимается бабушка.
  3. Русские родители отличаются недоверчивым отношением к окружающим, они всюду видят угрозу для своего ребенка, поэтому дети остаются под опекой родителей столько, насколько они их смогут удержать.
  4. Телесные наказания для русских родителей являются чем-то естественным, а многие и вовсе считают их основой воспитания.
  5. Несмотря на всю строгость, а иногда и жестокость воспитания, ребенок в российской семье является центром, к нему относятся с трепетом и большой любовью все члены семьи.
  6. В основном воспитание ребенка возложено на маму или бабушку, так как в России считают, что полноценно воспитанием детей может заниматься только женщина.
  7. Примечательно так же то, что в отличие от европейских стран, российские мамочки стараются как можно больше времени проводить с малышами на прогулке. Мамы с детьми могут часам гулять на улице и дышать свежим воздухом.
  8. Большое внимание в России уделяется детскому питанию. Мамы всегда стараются соблюдать принципы здорового питания для своих детей.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.